«Исследовательская деятельность учащихся - высший
уровень мыслительной деятельности, предполагающийотталкивание
от проблем конкретного учебногозадания, овладение основными
способами культуры умственного труда, развитие человеческих знаний».
Герасименко Е.И.
Основные термины в исследовании
•
Объект исследования – явлениеили процесс, порождающие проблему, в данной области исследования
•
Предмет исследования –конкретный вопрос в выбранной области. Именно предмет определяет тему
исследования и должен совпадать с ней
•
Гипотеза - предположение, которое опровергается илиподтверждается в процессе исследования
•
Цель – кратко главноео том, чего вы хотите достичь, т.е. ожидаемый результат
•
Задачи –конкретные исследовательские действия, которые должны быть выполнены, чтобы
прийти цели (что хотели получить), к результату (что получили)
•
Методика исследования – способы иприемы получения результатов
•
Новизна (или актуальность) – ценностьновых полученных знаний
•
Литературный обзор - обзоросновных источников информации
•
Ссылки и сноски – указания наисточники информации
•
Выводы - краткоеизложение результатов
•
Практическая значимость – возможностииспользования в жизни
Примеры видов представления учебных исследований и проектов
•
Сообщение — это выступление информативного, иллюстрирующего или аналитическогохарактера, как правило, по однойпроблеме.
•
Доклад — эторазвернутое, аргументированное, подробное рассмотрение какой-либо проблемы.
Докладчик не просто излагает информацию, а проводит ее доказательный анализ,
дает собственную оценку, подтверждает или опровергает мнения других авторов
или источников.
•
Стендовый доклад - даннаяформа доклада принята в современной международной практике как наиболее
удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания
на конференциях и других мероприятиях. Стандартный стенд рассчитан на 2 листа
ватмана. Соотношение текстового и иллюстративного материала составляет 50 на
50%
•
Литературныйобзор — этократкая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных
источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные
ученые.
Одна из более
удобных, популярных и показательных форм представления проекта или
исследовательской работы – учебно-исследовательский реферат.
Термин
«реферат»имеет латинские корни и означает
«сообщаю, докладываю». Словари даютболее точное его определение:
«краткое изложение в письменном виде или вформе публичного доклада содержания нескольких источников информации по теме, содержания научной проблемы,результатов научного исследования»
Требования к оформлению реферата
Структура реферата:
1. Титульныйлист
2. Пояснительная записка (или введение)
3. Содержательная часть (с описанием исследования,методик и т.д.)
4. Аналитическая часть (или выводы)
5. Список используемой литературы
Требованияк оформлению титульного листа (образец оформления см. ниже):
1. Наименованиеобразовательного учреждения (по уставу, полное)
2. Названиереферата (тема)
3. Ф.И. учащегося (учащихся), выполнившихреферат, класс, школа, в которой он обучается
4. Ф.И.О. руководителя (руководителей), которыесопровождали исследовательскую деятельность учащихся
5. Названиегорода, населенного пункта, в котором выполнена данная работа, год ее выполнения.
Требования к оформлению содержанияреферата:
1. Объем школьного реферата не менее 4 и не более 8страниц печатного текста
2. Размер шрифта 14, «Times NewRoman» обычный, интервал между строк 1,5
3. Размер полей: верхнее и нижнее по 20 мм, левое 25 мм, правое 15
мм (или 30 и 10).
4. При изменении полей нужно помнить, что попарнаясумма не должна быть > 40 мм, т.е. в сумме два поля верхнее и нижнее или
правое и левое.
5. Текст форматируется по ширине.
6. Сноски печатаются на той же странице, под чертой,более мелким шрифтом.
7. В тексте должны быть обязательно ссылки на всеисточники и литературу (образецоформления см. ниже).
8. Список использованной литературы должен бытьоформлен по алфавиту.
9. В списке литературы должна быть указана детальнаяинформация об упоминаемом источнике (образец оформления Приложение 3).
10. Страницы нумеруются с титульного листа, на которомзнак не ставится, номер страницы указывают внизу в центре.
11. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.
12. Расстояние между названием и текстом должно быть втри интервала.
13. Рисунки, таблицы, схемы имеют отдельную сквозную нумерацию.
14. Логичнее рисунки и схемы поместить в приложении.Каждое приложение нумеруется прописнымибуквами русского алфавита.