История движения школьных лесничеств Красноярского края

Красноярский край – крупнейший лесной край, обладающий 15% лесных угодий России. Лес - один из возобновляемых природных ресурсов, выполняющий важнейшие средообразующие и средозащитные функции.

В связи с активной, не рациональной эксплуатацией лесов в крае (ежегодно заготавливается более 13 млн. куб.м. древесины, значительный урон лесным ресурсам наносят пожары – в разные годы выгорает от 0,1 до 2,5 млн. га лесопокрытой площади) наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия.

В сложившейся ситуации остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. Одной из эффективных форм для решения этих задач является организация деятельности  школьных лесничеств, направленной на практическое участие старшеклассников в деле сохранения лесных экосистем, на развитие интереса к профессиям лесохозяйственного и природоохранного профиля.

Из истории школьных лесничеств

В Красноярском крае первое школьное лесничество было создано в 1969 году. За все это время движение школьных лесничеств претерпевало и спады и подъемы. Очередной виток развития движения школьных лесничеств   случился в период 1997-2007 годы.

1997 год – в соответствии с рекомендациями  Федеральной службы лесного хозяйства и Министерства образования Российской Федерации,  распоряжением Губернатора края «Об организации деятельности школьных лесничеств» был создан межведомственный Координационный Совет.

До 2007 года  руководство деятельностью школьных  лесничеств края осуществлял межведомственный Координационный Совет на основе Соглашения о сотрудничестве между профильными ведомствами и учреждениями, где каждому участнику определены четкие функции:

-        Агентство лесного хозяйства по Красноярскому краю  обеспечивает координацию совместной деятельности Сторон в рамках Соглашения,  организационное  и финансовое сопровождение деятельности школьных лесничеств   края (далее АЛХ);

-        Агентство образования Красноярского края  через Красноярскую краевую станцию юных натуралистов осуществляет методическое сопровождение образовательной деятельности школьных лесничеств  края, финансовое сопровождение (далее АО);

-        Сибирский государственный  технологический университет   осуществляет экспертное, научно-методическое сопровождение деятельности школьных лесничеств края (далее СибГТУ).

Ежегодно, в рамках Соглашения о сотрудничестве, тройственным приказом АЛХ, СибГТУ, АО утверждается план - карта работ, календарь краевых образовательных мероприятий и объемы финансирования;  проводятся квалификационные экзамены для выпускников школьных лесничеств; выделяются целевые места победителям краевого слета школьных лесничеств в личном первенстве  для внеконкурсного зачисления на специальность «Лесное хозяйство» СибГТУ.

На основании договоров "О трудоустройстве несовершеннолетних граждан старше 14 лет», заключенных между районными службами занятости и лесхозами края, Департамент ФГСЗН по Красноярскому краю осуществлял оплату труда членам Школьных лесничеств, оказывающих практическую помощь лесхозам края.

На основании распоряжения руководителя Агентства лесного хозяйства Красноярского края  производилась 30% доплата   специалистам  лесхозов. За призовые места в Краевых слётах школьных лесничеств (подведение итогов работы за год) директора лесхозов и руководители школьных лесничеств поощрялись денежными премиями.

Детское объединение «Школьное лесничество» осуществляло свою деятельность согласно «Положению о школьном лесничестве» в соответствии с образовательной программой, разработанной руководителем школьного лесничества. Программа включала следующие направления деятельности: учебно-исследовательскую, эколого-просветительскую, природоохранную, производственную лесохозяйственную.

Для руководителей школьных лесничеств проводились семинары по организации образовательной деятельности в детском объединении «Школьное лесничество». В течение учебного года оказывалась информационно-методическая помощь руководителям школьных лесничеств по выполнению исследовательских работ, природоохранных проектов, по разработке образовательных программ дополнительного образования детей.

Ежегодно определялось лучшее школьное лесничество края по результатам Краевого слёта школьных лесничеств.

Опыт организации образовательной и методической деятельности школьных лесничеств в крае был представлен Краевой станцией юных натуралистов и Агентством лесного хозяйства на Российском национальном юниорском лесном конкурсе «Подрост-2005» и признан лучшим на территории России (первое место в номинации «Формы  и методы экологического образования»).

До 2007 года в крае работали 108 школьных лесничеств, объединяющих более 1900 подростков.

Изменения в лесном законодательстве, произошедшие с 2007 и последующих годах в виде коммерциализации отрасли, сказалась на невостребованности детского труда; в виде структурных изменений - на отсутствие финансовой поддержки, привели к резкому сокращению школьных лесничеств в крае.

 


В настоящее время, на территории края, действует 40 детских объединений – «Школьное лесничество», из них 10 - при лесничествах, 30 - в системе краевого дополнительного образования эколого-биологической направленности: домах творчества, домах пионеров, станциях юннатов и эколого-биологических центрах.

В изменившихся условиях, со стороны министерства образования и науки, в лице краевой станции юннатов, были предприняты меры по сохранению детских объединений эколого-лесохозяйственной направленности, в том числе школьных лесничеств.

В 2007 году педагогической командой Красноярской краевой станции юннатов разработана образовательная программа краевой интенсивной школы «Школа лесной экологии» (далее Программа), позволяющая включать старшеклассников от 14 до 17 лет из отдалённых территорий края в практическую деятельность лесохозяйственной направленности.

Программа даёт возможность подросткам понять ценность, уникальность лесных ресурсов, которыми так богат наш край, овладеть основами грамотного лесопользования, самоопределиться с выбором будущей профессии, формирует мотивацию зарабатывать деньги своим трудом, повышать квалификацию, увидеть собственную востребованность в территории своего проживания.

Наряду с реализацией Программы, Красноярская краевая станция юннатов  продолжает деятельность по организации и проведению ежегодных краевых массовых образовательных мероприятий:

-        краевая акция «Сохраним лес живым!» - отражает эколого- просветительскую деятельность школьников, направлена на поддержку инициативы школьников  и их активных действий по разработке и реализации конкретных лесоохранных проектов  в месте своего проживания, проводится в весенний период с участием  до 4000 человек.

-        краевая акция «Зелёный десант» - направлена на включение подростков   в практическую  деятельность по сохранению лесных экосистем, проводится в весенний период с участием до 4500 человек.

-        краевой форум «Молодёжь и наука», номинация «Лесное и сельское хозяйство» -направлен на повышение престижности занятий наукой в молодежной среде; поддержку начинаний школьников, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью, создание пространства для содержательного продуктивного диалога талантливых школьников с учеными. Проводится в апреле с участием до 40 человек в номинации.

-        краевой лесной конкурс «Подрост» отражает исследовательскую, природоохранную, лесохозяйственную, эколого-просветительскую деятельность детских объединений эколого-лесохозяйственной направленности, а так же образовательную деятельность их руководителей    в течение года. Ежегодно в конкурсе принимают участие от 194 до 230 работ из 24-29  территорий края.

В мероприятия для школьных лесничеств и других детских объединений эколого-лесохозяйственной направленности, организованные Красноярской краевой станцией юннатов при поддержке Министерства образования и науки, активно включается Агентство лесной отрасли Красноярского края,  Сибирский государственный  технологический университет. 

На сегодняшний день, в свете решения Всероссийского съезда школьных лесничеств, прошедшего в сентябре 2011 года, руководствуясь рекомендациями парламентских слушаний «О развитии экологического образования и культуры как основ государственной политики в области экологии», в Красноярском крае рассматривается вопрос по возобновлению деятельности школьных лесничеств, так как  данный опыт значим.

В первую очередь необходимо возобновить систему межведомственного взаимодействия на уровне Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края и Министерства образования и науки Красноярского края. В марте 2012 года министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края